24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Как улучшить память ребенка? Практические советы невролога

9 ноября 2021

Хорошая память – это не врожденное качество. Способность к запоминанию можно и нужно тренировать.

Как помочь ребенку развить память, спросили детского невролога Светлану Малашевич.

Светлана Малашевич
врач-невролог первой квалификационной категории (детский)

Почему мы не помним первые годы своей жизни?

Этим вопросом интересовался уже Зигмунд Фрейд. Он считал, что есть так называемая младенческая амнезия.

Со временем ученые сформировали несколько теорий.

  • С рождения не развит отдел мозга, отвечающий за воспоминания, – гиппокамп. Он продолжает формироваться в юношеском периоде.
  • Чтобы воспоминания сохранились, нужно облекать их в словесную форму, а речь окончательно формируется примерно к 3 годам.
  • Так как ребенок развивается очень интенсивно, каждый день у него формируется огромное количество нейронных связей. Старые становятся не нужны – и их заменяют новые.
  • Это зависит от культуры в семье. Если с ребенком разговаривать и интересоваться его мыслями, настроением, впечатлениями рано, он достаточно детально помнит, что с ним происходило.

А есть просто уникумы которые помнят чуть ли не день своего рождения.

Как меняется память ребенка с возрастом?

Память бывает:

  • кратковременной и долговременной;
  • произвольной и непроизвольной.

Для детей дошкольного возраста более характерно непроизвольное запоминание, которое не требует усилий.

Ближе к школе формируется произвольная память, которая необходима для обучения. И, если прикладывать усилия, произвольную память можно развить у любого ребенка.

Но нужно понимать, что у каждого из детей свои особенности. Один больше склонен к образной памяти, которая связана обонятельным, зрительным, тактильным, слуховым опытом. У второго лучше развита словесная память, у третьего – комплексная.

От пола, кстати, эти особенности не всегда зависят. Считается, что у девочек активнее работает левое полушарие, а у мальчиков – правое. Но бывает и наоборот.

Сейчас есть тенденция посещать нейропсихолога, чтобы узнать сильные и дефицитарные функции головного мозга ребенка и привести их к балансу.

Учитывая эти особенности, за период подготовки к школе, то есть с 3 до 6–7 лет, можно развить отстающие виды памяти – и ребенок будет готов к запоминанию разного материала большого объема. То есть такая функция мозга, как память, безусловно, тренируема.

Что влияет на качество памяти?

Есть определенная основа для функционирования мозга. Лучшие педагоги, достаточное количество времени для занятий, большие средства не принесут пользы, если у ребенка не будет:

  1. стабильного режима дня;
  2. полноценного, натурального, домашнего питания;
  3. регулярной аэробной нагрузки, активной прогулки на улице;
  4. разнообразных занятий для физического, интеллектуального, творческого развития;
  5. продолжительного сна ночью;
  6. дневного сна или отдыха, если этого требует организм;
  7. свободного времени.

Самый полезный сон для детского организма – с 21 до 24 часов. В это время мозг растет, очищается, обрабатывает информацию – формирует ресурс следующего дня, сжигает жир, укрепляет иммунитет. И это только часть «работы» мозга во сне.

Стоит остановиться и на том, что у ребенка всегда должно быть хотя бы одно физическое и творческое хобби: танцы, спорт, плавание, рисование. Это в том числе повышает возможности мозга и умения конкретного ребенка.

Мозг, который регулярно получает витамины и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, хорошо воспринимает информацию, обучается и закрепляет «папку» долговременной памяти.

Каким должно быть питание развивающегося организма?

Родителям важно знать, что полноценное питание ребенка должно содержать:

  • большое количество овощей, фруктов и ягод того географического региона, где они проживают;
  • источники животного белка: мясо, морскую рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты;
  • цельнозерновые каши;
  • орехи – после 3 лет;
  • сухофрукты;
  • семечки.

Также для правильного формирования нервной системы необходимы омега-3 жирные кислоты. Две основные полиненасыщенные жирные кислоты морского происхождения — эйкозапентаеновая (ЭПК) и докозагексаеновая (ДГК). Обе они положительно влияют на работу мозга.

Потребность в докозагексаеновой жирной кислоте объясняется тем, что клетки мозга, которые содержат около 20% этой омега-3 кислоты, ежесуточно расходуют 2–8 % на обменные процессы, поэтому потери должны восполняться.

Специалисты рекомендуют выбирать полиненасыщенные жирные кислоты в форме триглицеридов — она лучше усваивается, потому что именно в такой форме существует большинство жиров в природе.

Рыба, рыбий жир, мясо, молоко, растительные масла содержат жир преимущественно в форме триглицеридов. Человеческий организм – не исключение.

Как улучшить память у ребенка?

Для этого не нужно сидеть друг напротив друга и использовать какие-то специальные приспособления.

Ведущие способы развития ребенка в дошкольном возрасте:

  • общение;
  • игровая деятельность.

1. По дороге из детского сада задаем простые и сложные вопросы.

Например:

- вы сегодня гуляли на своей площадке или ходили на соседнюю?
- сегодня на завтрак давали запеканку или кашу?
- ты рисовал фломастерами или карандашами?
- чему ты сегодня научился?
- а что новое узнал?
- вы сегодня разучивали танец или песенки к утреннику?

Если ребенок устал, задаем открытую форму вопроса, чтобы он ответил «да» или «нет». А если он достаточно бодрый, можно спрашивать так, чтобы ребенок рассказал. Если он не умеет этого делать, нужно помогать.

2. Читаем.

Не у всех детей сейчас хорошая слуховая память. А чтение формирует:

  • все виды памяти;
  • воображение;
  • анализ.

3. Игра:

- располагаем в ряд любые предметы, например, чашку, стакан, тарелку, луковицу, яблоко;
- ребенок смотрит, потом отворачивается;
- убираем один или несколько предметов и спрашиваем, что пропало.

У ребенка формируется:

  • память;
  • внимание;
  • терпение;
  • анализ.

4. Веселая прогулка:

  • идем по улице и ищем вместе с ребенком, например, все круглое: колеса у машины, ведерко в песочнице, горлышко бутылки и т.д.;
  • считаем автобусы: папа или мама ведет счет, а ребенок рассказывает, какой это автобус – новый или старый, чистый или грязный и т.п.

5. Игра «Отгадай слово» – для детей от 4 до 6 лет.

Взрослый загадывает слово, а ребенок, зная классификации – мебель, домашние животные, еда, транспорт и т.д., – задает вопросы, пока не отгадает.

Достоинства такой игры:

  • развивается систематизация;
  • весело;
  • не требуется сидеть с ребенком: можно, например, утюжить, а он будет задавать вопросы, болтая ногами на стуле или бегая по комнате.

6. Кинезиологические упражнения.

Идея в том, что движения двумя руками одновременно формируют межполушарные связи.

В США и Европе сейчас есть тенденция использовать не доминантную руку для написания, чистки зубов и т.д., чтобы развивать правое полушарие.

7. Дудлинг и зентангл.

Это техники рисования, которые в Европе популярны в том числе среди взрослых.

Дудлинг – это рисование каракуль, которое помогает снять напряжение. Мозг же в это время решает сложную задачу.

Зентангл – рисование с использованием определенных фигур.

Техник развития памяти очень много. К тому же сейчас возможности родителей не ограничены, потому что интернет-ресурсы дают много практических советов.

В каком возрасте ребенку лучше начинать учить иностранные языки?

Однозначного ответа нет. В многоязычной Голландии, например, ребенок еще до школы может знать 2, а то и 3 языка. Потом добавляются и другие.

Считается, что наиболее активно дети впитывают знания от 1,5 до 9 лет. Но чтобы у ребенка была возможность изъясняться на втором языке, часть филологов настаивает на возрасте 3 года, когда базовый язык уже сформирован.

Но даже если ребенок начинает изучать второй язык в возрасте от 3 до 5 лет, он не чувствует языкового барьера и может думать на нескольких языках.

Тот же уровень овладения знаниями наблюдается в возрасте до 9 лет, но процесс идет немного сложнее, потому что ребенок уже думает на базовом языке.

Почему некоторые дети быстро забывают полученные знания?

Причин может быть много:

  • не тренированная память до школы;
  • нарушения из-за болезней, травм, изменений в структуре мозга;
  • неполноценное питание (нехватка белка, витаминов и жирных полиненасыщенных омега-3 кислот);
  • отсутствие желания, мотивации к обучению и др.

Например, у всех подростков память прекрасная. И все они одаренные, просто в силу каких-то причин на определенном этапе перестают позиционировать себя как способные ученики, чему сегодня тоже много причин.

Есть дети, у которых одинаково хорошие результаты по всем предметам, – это требует огромной усидчивости и труда. А есть непризнанные звезды, у которых в начальных классах есть успехи, а потом – нет. Но нередко при определенных условиях они раскрываются после школы.

По части питания детей и подростков родителям важно помнить: необходимые для работы мозга омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты организм не синтезирует самостоятельно. Поэтому нужно вводить в рацион морскую рыбу. Содержащиеся в рыбе омега-3 богаты докозагексаеновой и эйкозапентаеновой кислотами, то есть важными жирными кислотами омега-3. Они участвуют в правильном формировании клеток мозга, глаз и сердца.

Если ребенок не любит морепродукты, можно обратиться к педиатру за назначением препаратов с содержанием полиненасыщенных жирных кислот при их подтвержденном дефиците.

Что касается памяти, то она, конечно, теряет свой потенциал, если ее не тренировать.

Полезная ссылка Неврологи в Алматы Консультация специалиста, диагностика, лечение

Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.
Этот сайт использует cookies
Понятно