Медицинское образование учит студентов меньше сопереживать, заявили исследователи
Новое исследование определило закономерность: в ходе медицинского обучения студенты становятся менее эмпатичными. Ученые сделали такой вывод, проанализировав данные 16 работ с участием 771 студента-медика, рассказывает The Conversation.

Почему эмпатия — основной навык врача?
- Уменьшает боль пациентов, повышает их удовлетворенность уходом;
- защищает врача от эмоционального выгорания.
Исследования показывают, что сочувствие медиков может даже снизить преждевременную смертность у пациентов с диабетом 2 типа.
Однако «скрытая учебная программа» в медицинской школе может снизить эмпатию студентов-медиков.
Как именно медицинское образование влияет на эмпатию будущих врачей?
Например, студенты изучают биомедицинскую модель болезни, которая рассматривает тело как машину. А она часто оказывается несбалансированной по сравнению с биопсихосоциальной моделью болезни, включающей биологические, психологические и социальные факторы.
Кроме того, учебная программа построена таким образом, чтобы создать стрессовую рабочую нагрузку и способствовать влиянию образцов для подражания, которые сами могут проявлять мало сочувствия.
Студенты, у которых обычно мало опыта в качестве пациентов, часто приспосабливаются к этому скрытому учебному плану, развивая цинизм и становясь эмоционально дистанцированными.
Нужно учитывать, что исследования, включенные в обзор, были небольшими и очень немногие из них были проведены за пределами Европы или Северной Америки.
Как исследователи предлагают решить проблему?
- Заставлять студентов «пройти милю в ботинках пациентов» — например, провести ночь в отделении неотложной помощи или надев костюмы, имитирующие возраст.
- Обучать студентов более целостной — биопсихосоциальной модели болезни. Пациенты становятся все более сложными и приходят к врачам с переплетенными физическими, психологическими и социальными проблемами. Биопсихосоциальная модель лучше подходит для понимания и лечения таких пациентов.
- Привлекать реальных пациентов в класс, когда студенты изучают факты о теле.
- Проводить тренинги по эмпатическому общению, включая выражение понимания, невербальное поведение (кивание, наклон вперед) и оптимизм.
- В качестве образцов для подражания привлекать эмпатичных врачей. Известно, что образцы для подражания оказывают сильное влияние на поведение студентов-медиков.
Следите за 103.KZ в Instagram, Facebook, ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Новое исследование определило закономерность: в ходе медицинского обучения студенты становятся менее эмпатичными. Ученые сделали такой вывод, проанализировав данные 16 работ с участием 771 студента-медика, рассказывает The Conversation.

Почему эмпатия — основной навык врача?
- Уменьшает боль пациентов, повышает их удовлетворенность уходом;
- защищает врача от эмоционального выгорания.
Исследования показывают, что сочувствие медиков может даже снизить преждевременную смертность у пациентов с диабетом 2 типа.
Однако «скрытая учебная программа» в медицинской школе может снизить эмпатию студентов-медиков.
Как именно медицинское образование влияет на эмпатию будущих врачей?
Например, студенты изучают биомедицинскую модель болезни, которая рассматривает тело как машину. А она часто оказывается несбалансированной по сравнению с биопсихосоциальной моделью болезни, включающей биологические, психологические и социальные факторы.
Кроме того, учебная программа построена таким образом, чтобы создать стрессовую рабочую нагрузку и способствовать влиянию образцов для подражания, которые сами могут проявлять мало сочувствия.
Студенты, у которых обычно мало опыта в качестве пациентов, часто приспосабливаются к этому скрытому учебному плану, развивая цинизм и становясь эмоционально дистанцированными.
Нужно учитывать, что исследования, включенные в обзор, были небольшими и очень немногие из них были проведены за пределами Европы или Северной Америки.
Как исследователи предлагают решить проблему?
- Заставлять студентов «пройти милю в ботинках пациентов» — например, провести ночь в отделении неотложной помощи или надев костюмы, имитирующие возраст.
- Обучать студентов более целостной — биопсихосоциальной модели болезни. Пациенты становятся все более сложными и приходят к врачам с переплетенными физическими, психологическими и социальными проблемами. Биопсихосоциальная модель лучше подходит для понимания и лечения таких пациентов.
- Привлекать реальных пациентов в класс, когда студенты изучают факты о теле.
- Проводить тренинги по эмпатическому общению, включая выражение понимания, невербальное поведение (кивание, наклон вперед) и оптимизм.
- В качестве образцов для подражания привлекать эмпатичных врачей. Известно, что образцы для подражания оказывают сильное влияние на поведение студентов-медиков.
Следите за 103.KZ в Instagram, Facebook, ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал.