24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Пересаженная печень может прослужить 120 лет». Поговорили с известным белорусским хирургом о трансплантации печени

10 апреля

Пересадка печени — единственный способ спасения жизней людей с заболеваниями и опухолями печени, печеночной недостаточностью. Это сложная технология и операция, в которой важны все мелочи и внимание к ним. И тем не менее программа трансплантации печени и вообще хирургия гепатобилиарной зоны считается одной из самых сильных сторон белорусской медицины. В вопросах лечения таких тяжелых заболеваний врачи и технологии Беларуси нисколько не уступают уровню Европы и США.

Сколько люди живут после трансплантации печени? Какова вероятность отторжения? Сколько ждать донора? Нам удалось задать эти вопросы одному из ведущих хирургов Беларуси Алексею Щербе, заместителю директора Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, где как раз и выполняют такие операции.

Алексей Евгеньевич Щерба
врач-хирург высшей категории ГУ «Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии», доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по хирургической работе 

— В каких случаях необходима трансплантация печени?

— При многих заболеваниях печени, которые заканчиваются печеночной недостаточностью, когда орган перестает работать, а также при целом ряде опухолей печени, когда опухоль невозможно удалить. Пересадка может спасти пациентов, которым нельзя предложить другие виды лечения.

Примерно треть причин всех трансплантаций печени — это аутоиммунные заболевания. К ним относятся аутоиммунный гепатит, первичный билиарный холангит (первичный билиарный цирроз) и первичный склерозирующий холангит.

Около 25–30% — это вирусные гепатиты В и С.

Разумеется, большая группа, 15–18% — это опухоли: рак печени, а также метастазы других опухолей.

Потом — острые нарушения функции печени вследствие отравления лекарствами, грибами.

Также причиной могут стать заболевания крови, которые ведут к тромбозам сосудов печени. Их не очень большой процент. Но специалисты, которые занимаются трансплантацией печени на таком высоком уровне, как у нас, проводят пересадки даже при самых редких заболеваниях.

Нужно понимать, что трансплантация печени — одна из самых сложных операций на внутренних органах человека. И в любой стране врачей, которые профессионально занимаются трансплантацией, единицы. Это люди с большим опытом, высоким уровнем ответственности, аналитики, умеющие быстро принимать решения. И в Беларуси такие врачи есть.

— Сколько люди живут после пересадки печени? 

— Трансплантация печени обеспечивает человеку высокий уровень выживаемости. До сих пор живут пациенты, которым делали пересадки в 80-х годах, когда они еще были детьми.

Считается, что пересаженная печень может прослужить человеку всю его жизнь, поскольку генетически этот орган способен функционировать 120–130 лет.

— Через какое время после операции можно вернуться к нормальной жизни?

— В большинстве случаев — через 3 месяца. Все зависит от того, насколько пациент был ослаблен до трансплантации. Если он приходит на операцию истощенным вследствие опухоли или другого заболевания печени, то, разумеется, восстановительный период будет дольше.

Однако многие пациенты уже через 3 месяца заявляют, что хотят и могут работать, и отказываются от группы инвалидности.

— Как много операций по трансплантации печени выполняется в Беларуси? Насколько они успешны?

— В Беларуси выполняется до 100 трансплантаций печени в год. На момент публикации выполнено 1065 трансплантаций. 

С первого года, как только мы начали этим заниматься, показатели годичной выживаемости были даже лучше, чем в большинстве европейских центров. Связано это с тем, что в Беларуси всегда очень серьезно относились к репутации и имиджу трансплантационной программы, а также с высокой ответственностью за каждого пациента и результат. Сейчас у нас показатели такие же, как в развитых странах Европы.

— Какая вероятность отторжения пересаженной ткани?

— Отторжение печени после трансплантации, которого многие боятся, — это далеко не главное осложнение и совсем не грозное. С ним сталкивается около 20% прооперированных. И в 99% случаев отторжение излечивается без последствий.

Более частые осложнения — биологические (общемедицинские). Дело в том, что печень — это химическая лаборатория, которая занимается поддержанием внутренней среды организма. И в первую неделю после операции, пока она полноценно не начнет выполнять свои функции, часть пациентов находится в повышенном риске инфекционных и других осложнений.

Да, после трансплантации печени возможны осложнения, однако специалисты МНПЦ очень хорошо осведомлены о них и могут управлять операционными и послеоперационными рисками. Для этого пациент тщательно обследуется до операции, за ним внимательно следят на всех этапах.

Особенно важен первый год после пересадки печени. Осложнения или же рецидивы заболевания на первом году могут привести к последующим проблемам. Поэтому врачи занимаются профилактикой рецидива. И весьма успешно: в Беларуси спустя год после операции 90% пациентов живы и продолжают жить.

— А что, если заболевание все-таки возвращается? 

— К этому наши специалисты тоже готовы. Рецидив вирусного гепатита, опухоли или аутоиммунных заболеваний печени — для каждого случая есть свои технологические стандарты, в частности возможна повторная трансплантация печени.

Подходы, методики сейчас одинаковы в Беларуси, в Европе и США, поскольку мы все живем в единой информационной зоне.

Врачи Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии знают, какие есть риски и что делать, чтобы осложнений не случилось либо они случались реже. Однако нужно признать, что не все зависит от медицинской команды. 

К примеру, в случае с опухолью значительную роль играет биология рака. При опухолевых заболеваниях трансплантация печени — это единственный способ спасения жизни. И в таком случае специалисты сначала должны спасти жизнь человека. Несмотря на знание и учет биологических рисков, у кого-то может случиться рецидив, но у большинства его не будет.

— Делают ли в Беларуси трансплантации печени детям?

— Да. Вскоре после того, как в мире начали проводить такие операции взрослым, их стали выполнять и детям: в начале 80-х. Дети — самая чувствительная и этически значимая группа пациентов, нуждающихся в спасении жизни. Поэтому в каждой стране (и в Беларуси тоже) существует управление педиатрической трансплантацией.

В Беларуси детская трансплантация выполняется с 2010 года. За это время выполнено почти 120 операций детям. 

Операция по трансплантации печени у детей сложнее, чем у взрослых: сложнее методически, технически, сложнее в связи с тем, что коллективу специалистов необходимо больше знаний, умений и опыта, чем для выполнения трансплантации взрослым.

Конечно, такие центры как наш, которые выполняют и детскую, и взрослую трансплантацию печени, обладают наибольшей экспертизой и способны выйти из многих сложных ситуаций.

— Сложно ли найти донора? Сколько обычно приходится ждать операции?

— Больше чем в половине случаев пересадка части печени проводится от родственного донора — отца, матери либо другого родственника первой линии. Тогда она не требует ожидания.

Однако в некоторых случаях, когда невозможно найти живого родственного донора или же он не подходит по медицинским показаниям, выполняется пересадка от умершего донора.

Родственная трансплантация печени выгоднее для пациента: донора обследуют заранее, эта операция плановая, выполняется не в выходные и не ночью, к ней готовятся. Тем самым минимизируются риски, про которые мы с вами говорили.

Если необходимо ждать пересадку от умершего донора, то для пациента, у которого нет высоких рисков для жизни, срок ожидания в Беларуси составляет не более 3–6 месяцев. Это связано с высокой эффективностью органного донорства в стране, а также с тем, что, в отличие от других органов, например, от почки, печень имеет более благоприятную внутреннюю антигенную структуру. Поэтому подбор проще: только по группе крови.

Если же у пациента высокие риски смерти, он получает приоритет в листе ожидания.

— В каких случаях нельзя делать трансплантацию печени? 

— Повторюсь, что трансплантация печени — одна из самых сложных операций на внутренних органах, которая не может не иметь операционного риска осложнений или даже летального исхода. И когда у человека слишком запущенное заболевание, он слишком слаб или, помимо заболевания печени, у него есть болезни других органов, которые не позволят ему перенести эту операцию, тогда врачи вынуждены отказать пациенту.

Таких случаев в Беларуси примерно 10%. В 90% случаев на операцию отправляют вовремя.

— Можно ли приехать на операцию в Минск из другой страны?

— Да, в Беларусь приезжают для трансплантации печени из России, Казахстана, Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Израиля, Балканских стран и даже из Японии. Примерно 10% пациентов — иностранцы. У нас эти операции дешевле, чем в Европе, США.

К нам приезжают не только потому, что мы достигли высокого уровня ответственности за пациента и высокого качества менеджмента, непосредственно хирургии, инфекционного контроля, контроля рисков, плана B для пациентов.

Наши врачи занимаются всеми проблемами печени, протоков и поджелудочной железы: терапевтическими, хирургическими, онкологическими и трансплантацией, что формирует замкнутый цикл знаний и видов лечения. И мы четко знаем место системной терапии, местному лечению и хирургическому лечению, в частности трансплантации.

Я всегда говорил и продолжаю утверждать, что Беларусь в программе трансплантации печени и вообще хирургии гепатобилиарной зоны находится в первом ряду «мирового кинотеатра» со всеми развитыми странами.

связаться с медицинским центром

Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.
Этот сайт использует cookies
Понятно