Травля в школьном коллективе — достаточно распространенная проблема. В Казахстане даже предлагают ввести наказание за буллинг.
Буллинг у подростков может выражаться по-разному: от обидных обзывательств и колкостей в адрес жертвы до физической расправы. Тот, кого обижают, зачастую растерян, он не знает, как реагировать, подросток замыкается в себе и стремится меньше находиться в токсичном коллективе, под разными предлогами прогуливает школу. Как распознать, что у ребенка проблемы со сверстниками, ему нужна помощь и как эту помощь оказать? Мы узнали у психологов и рассказываем вам.
Как определить, что речь идет именно о буллинге, а не о безобидных шутках в подростковой компании?
Буллинг — это травля, которая носит системный характер. Нарушаются границы, и это происходит периодически. У него есть свои механизмы и алгоритмы. Этот процесс имеет три основных стороны-участника:
Иногда зрители отсутствуют, но чаще всего они есть. Дело в том, что для агрессора очень важно, чтобы была аудитория, на которую можно работать. Он таким образом самоутверждается на более слабом, и делает это на глазах у всех. Ему важно, чтобы у его власти над другим были свидетели.
Обидчику нужно продемонстрировать свою силу. Как правило, у него хорошо развиты коммуникативные навыки и склонное к лидерству поведение. Но он не в состоянии этим воспользоваться экологично.
Характер буллинга немного различается по гендерному признаку. У девочек речь чаще всего будет идти о социальной травле, которая носит периодически проявляющийся характер. Мальчики могут пускать в ход физическое насилие, и такое поведение у них более постоянное.
Различают 4 вида буллинга:
О жертве распускают слухи, ее обзывают, исключают из коллектива и т.д.
Жертве даются обидные прозвища, ее обзывают в лицо, прилюдно унижают и др.
У жертвы могут отбирать и портить имущество, в отношении ее могут применять физическое насилие, в том числе сексуальное.
Угрозы, унижение, запугивание и шантаж происходят в сети.
Как предостеречь ребенка от кибербуллинга?
Ему нужно объяснить, что это виртуальная реальность, за которой могут прятаться люди с совершенно разными мотивами.
Когда родители дарят ребенку телефон, какие-либо девайсы, нужно объяснять правила поведения, безопасности в сети. Если речь идет о соцсетях, важно доверие между родителем и ребенком, эмоциональный контакт. Маме нужно подписаться на профили ребенка, просматривать их, знать, с кем он общается, в каких группах состоит. Это должно стать внутрисемейным правилом.
Поговорим подробнее про мотивы агрессора. Что его может спровоцировать на такое поведение?
Агрессорами часто становятся дети с нарциссическими чертами характера, это властолюбцы, которые жаждут внимания. Еще один мотив — месть. Часто в семье таких детей есть проблемы, и ребенок просто не понимает, как их разрешить. Свою фрустрированность, неудовлетворенность, агрессию он вымещает на одноклассниках.
Почему в современном обществе такое происходит чаще, чем в прошлом? Дело в том, что само время способствует такому поведению. Нам со всех сторон транслируют, что нужно быть успешным, важно быть достигатором, уметь управлять другими людьми. Раньше были роли ученика и учителя, и каждая из них была регламентирована, имела свой набор прав и обязанностей, поведенческих паттернов. Ученик должен был быть прилежным и послушным, учитель — строгим, но справедливым.
Сейчас на первый план вышли не роли, а взаимоотношения. Что ты чувствуешь? Что хочешь? Какое у тебя настроение? Мы взращиваем в детях личность, но забываем о том, что транслируем им искаженный посыл. Они не понимают, что такое сильная личность. В их восприятии это человек, который обладает властью над другими, возвышается над ними. Но ведь сильная личность — это человек, который, в первую очередь, работает над собой. Из такого неверного понимание и рождается нарциссизм, желание подавлять других.
Спровоцировать агрессию может и жертвенное поведение другого человека. Как правило тот, кого обижают, сам неосознанно выбирает быть жертвой. Есть несколько виктимных типов:
Чем опасна школьная травля?
У подростка, который подвергается систематической травле, серьезно снижается настроение, появляется раздражительность, может быть подорвана уверенность в себе, появляется замкнутость. Иногда пропадает аппетит, нарушается сон. Самое страшное и сложное последствие буллинга — мысли о суициде и даже попытки его совершить. Именно поэтому важно вовремя помочь ребенку выйти из непростой травли.
Проблемы с концентрацией внимания, раздражительность, повышенная чувствительность, плаксивость, нежелание идти в школу, замкнутость, избегание социальных контактов — все это звоночки для родителей, что у их ребенка проблемы.
На это нужно реагировать немедленно. Скорость реакции очень важна, т.к. чем быстрее будут приняты меры, тем меньшей будет степень травматизации. Ребенка нельзя оставлять наедине с проблемой, сам он ее не решит.
Допустим, родитель считает, что в школе адекватной помощи ему не оказывают, он решает отвести ребенка к психологу в частном порядке. Как будет выглядеть работа со специалистом?
Искать, прежде всего, имеет смысл подросткового психолога. Такие специалисты хорошо справляются с проблемами школьного буллинга. Работать психолог будет с самооценкой ребенка, его психологической устойчивостью.
Дети, которые становятся жертвами, чаще всего не умеют демонстрировать, транслировать окружающим собственную уверенность. Они бы и рады это сделать, но ничего не выходит: они теряются, краснеют, могут начать плакать. Это эмоционально слабые подростки, которые не могут за себя заступиться, они боятся. Самостоятельно выйти из роли жертвы им достаточно сложно.
Детский психолог в такой ситуации проработает желаемую тактику поведения, подскажет, к каким внутренним ресурсам нужно обращаться, чтобы защитить себя.
Но все равно важна работа в школе. Обязательно нужно разобраться в мотивах агрессии обидчика. Если есть травля, значит, весь коллектив нездоров. Здесь речь не про здоровую конкуренцию, совсем наоборот. Система должна быть сплоченной, в школе должны быть продуманы механизмы, как работать с такими детьми. С школьниками нужно разговаривать, объяснять, кто такие буллер и жертва, показывать им тематические образовательные фильмы. Это коллективная работа.
Cемейный психолог Эрик Берн считал, что дети-агрессоры приходят в школьный коллектив с изначально неправильной позицией: Я-хороший, Ты-плохой. Это ошибочное восприятие, которые им прививается еще в семье. У жертвы в сознании закрепляется проивоположное: Я-плохой, Ты-хороший. При этом позиция, при которой достигается максимально эффективное общение и устанавливается здоровый климат в коллективе: Я-хороший, Ты-хороший. Такая же позиция должна быть и у педагога: не ругать и унижать учеников, делать им замечания, а демонстрировать школьникам доброжелательность, уважение к их личности.
Еще раньше, до школы важна роль родителей. Ребенок должен понимать, что такое школа, каковы правила поведения в социуме, понимать, что такое хорошо и что такое плохо, уметь договариваться. Прививать эти навыки ему можно с 3–4 лет.
Напомним, что уполномоченный по правам ребенка в Казахстане предложила ввести административную ответственность за буллинг. Предположительно, за действия ребенка младше 16 лет, который травит другого, будут отвечать родители.
Следите за 103.KZ в Instagram, Facebook, ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал.