24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Короткая» уздечка: логопед объясняет, как «привязанный» язык вредит организму

18 июня

У всех нас есть слизисто-фиброзная ткань, которая идет от дна полости рта к нижней поверхности языка по средней линии. Это подъязычная уздечка. Ее неправильная фиксация может значительно влиять на организм. 

Как определить, что уздечка короткая, какие последствия могут быть для пищеварения, дыхания, речи, здоровья зубов и что с этим делать, 103.KZ рассказала логопед Дарья Сенькова.

Дарья Сенькова
миологопед, специальный психолог

Какую задачу выполняет уздечка?

Основная функция — фиксация языка к мягким тканям, предупреждение западения языка в ротоглотку.

Неправильная фиксация уздечки языка:

  • ограничивает движения языка;
  • не позволяет человеку нормально жевать и глотать;
  • препятствует самоочищению полости рта; 
  • мешает произносить некоторые звуки.

Почему у некоторых людей «короткая» уздечка?

Изменения уздечки — это врожденная аномалия. Причина — нарушение апоптоза, то есть запрограммированной гибели клеток на 12-й неделе внутриутробного развития.

К кому обращаться, если есть такое нарушение?

Проблема требует внимания многих специалистов.

Неонатолог и педиатр. Эти врачи могут выявить нарушение в раннем возрасте.

Логопед. К нему чаще всего ребенок попадает с какими-то жалобами: в 3 года не говорит, переставляет слоги местами, неправильно согласовывает слова, не говорит звук Р. Логопед в свою диагностику всегда включает осмотр подъязычной связки.

Ортодонт. К этому специалисту родители обычно обращаются в тот момент, когда короткая подъязычная связка уже повлияла на развитие зубочелюстной системы. Ортодонт лечит симптом (прикус) и предлагает устранить причину.

Челюстно-лицевой хирург. Это специалист, который непосредственно делает операцию, решает, каким способом (лазер или скальпель) и какой вид операции будет (френулотомия, френэктомия, френулопластика).

Какое влияние на организм оказывает положение языка?

Язык и жевание 

«Привязанный» язык ограничен в действии, использует простые движения при работе с пищевым комком. Ребенок выбирает мягкую пищу, избегает твердой, часто избирателен в еде. Может быть повышенный рвотный рефлекс. При «короткой» уздечке ребенок кушает неаккуратно и медленно, может жевать на одной стороне, что приводит к нарушению прикуса.

Язык — начало пищеварительного тракта. А значит, все неполадки с уздечкой отражаются на характере приема пищи и пищеварении. «Привязанный» язык не может очистить рот от всей еды, она остается на зубах, за щеками, на небе — развивается кариес. 

Язык и глотание

«Привязанный» язык лежит внизу и при глотании либо упирается в передние зубы, либо прокладывается между ними, что приводит к выталкиванию зубов вперед. При этом слюна вытекает в преддверие полости рта. И чтобы ее проглотить, ребенку приходится сократить мышцы щек и губ, как бы подсосать слюну обратно в рот, а затем завершить акт глотания. И так он делает каждый раз, когда ему требуется проглотить слюну или пищу. А ведь мы с вами глотаем 2 тысячи раз в день.

Раскаченные щеки становятся настолько сильными, что теперь они давят на верхнюю челюсть, тем самым как бы схлопывая ее. В результате верхняя челюсть отстает в развитии, не создается должный объем кости для размещения всех зубов.

«Короткая» уздечка языка ➔ язык находится в низу ротовой полости ➔ язык не может выполнить акт глотания ➔ глотание может начинаться при открытых губах, разомкнутых зубах, либо губы, подбородок, щеки сильно напрягаются.

Язык и дыхание 

«Привязанный» язык не занимает правильное положение на нёбе, и лицевой скелет теряет точку опоры. Нёбо, на котором нет языка, не развивается. Неразвитое языком нёбо — это неразвитые дыхательные пути и, как следствие, ротовой тип дыхания, аллергии, риниты, аденоиды и увеличенные миндалин.

Храп, проблемы с носовыми пазухами, беспокойный сон, ротовое дыхание ночью, остановка дыхания во сне (апноэ), скрежет зубами — все это может быть вызвано «привязанным» языком.

Язык в нижнем положении приводит к ротовому дыханию. Если дышать через рот, то со временем верхняя челюсть и носовые дыхательные пути сужаются, а нижняя челюсть уходит назад, перекрывая доступ воздуха в носоглотке.

Для обеспечения дыхания шея уходит вперед, а голова запрокидывается назад. Для поддержания равновесия перенапрягаются мышцы шеи, формируя «вдовий горбик» и смещается равновесие затылочно-позвоночного сочленения. Это провоцирует появление сколиоза.

Все тело начнет приспосабливаться к неправильной позиции языка, формируются эстетические изменения лица, нарушается осанка.

Бруксизм — «привязанный» язык не находится на небе, язык западает назад и сужает дыхательные пути. Для облегчения дыхания организм выдвигает нижнюю челюсть — мы слышим скрежет зубами.

Язык и речь 

«Привязанный» язык ограничен в движении, плохо чувствует ротовую полость, ему тяжело принять нужную позу для произношения звука. Как результат — речь невнятная, смазанная, нечеткая. Скапливается слюна на уголках губ, ребенок говорит с полуоткрытым ртом. Могут наблюдаться трудности в произношении звуков ТДН, СЗЦ, ШЖ, ЛР и КГ.

Однако наличие правильного произношения всех звуков — это не гарант того, что с подъязычной уздечкой вашего ребенка все в порядке! 

Происходит адаптация артикуляционного аппарата к возможностям уздечки. Есть понятие «компенсация». Например, когда человек произносит звук Р, весь язык не может подняться наверх, провисает часть языка и вибрирует одна его сторона — звук Р есть, мы его слышим, но мышцы очень напрягаются, чтобы его произнести, могут спазмироваться даже мышцы шеи.

Звуки можно поставить с любой уздечкой, но вопрос: какой ценой? Какие компенсации будут задействованы, какие мышечные группы заставим работать бездумно? Почему подъязычная кость должна будет работать, стоя на цыпочках ради звука Р?

Язык и зубы

«Привязанный» язык приводит к дыханию ртом — зубы высушиваются, находятся не в слюне — в результате развивается кариес.

Кроме того, «привязанный» язык разворачивает центральные нижние резцы вовнутрь — может быть скученность нижних зубов, нарушение прикуса, воспаление слизистой десен.

Как понять, короткая уздечка языка или нет?

Нецелесообразно оценивать лишь длину подъязычной уздечки, так как эти данные достаточно субъективные. И понятие «короткая» уздечка предлагаю брать в кавычки. Гораздо важнее оценить прикрепление, состав, форму, влияет ли уздечка на формирование базовых функций: жевание, глотание, дыхание и речь. Важнее то, каким образом уздечка помогает или мешает осуществлять эти функции.

Признаки «короткой» уздечки языка у младенцев

Отдельно и подробно обсудим кормление. О «короткой» уздечке языка может говорить плохой или неглубокий захват груди, стискивание соска, продолжительное и/или частое кормление, повторяющиеся эпизоды засыпания во время кормления (устает сосать).

Язык, который ограничен в движении, не очищается от молока после кормления и остается с белым налетом (иногда ошибочно диагностируют кандидоз).

«Привязанный» язык не может хорошо сосать грудь, на помощь «приходят» губы, совершая компенсаторные движения. Губы сильно напрягаются, образуются натертости. Иногда подключаются щеки, они напрягаются во время каждого кормления.

Колики, вздутие, отрыжка, газообразование — из-за «привязанного» языка малыш не может плотно присосаться к груди, заглатывает воздух, часто слышны щелчки как признак недостаточного уплотнения.

Признаки «короткой» уздечки языка у старших детей и взрослых 

  1. На уголках губ собирается слюна из-за того, что «привязанному» языку ее тяжело проглотить.
  2. Поза с открытым ртом или с опущенным языком.
  3. Язык толстый, отечный.
  4. Плоская верхняя губа.
  5. Высокое небо.
  6. Темные круги под глазами. 
  7. Втянутая челюсть.
  8. Нижние резцы развернуты вовнутрь.

Давайте проверим уздечку языка с помощью упражнений.

Тест:

  • откройте широко рот;
  • оближите губы;
  • достаньте языком до верхних зубов;
  • почистите языком зубы;
  • высуньте кончик языка;
  • пощелкайте, как лошадка;
  • сделайте грибок.

Стоит обратиться на консультацию к логопеду и челюстно-лицевому хирургу, если ребенок или взрослый:

  1. не может облизать губы;
  2. не может достать языком до верхних зубов; 
  3. не может высунуть кончик языка;
  4. при высовывании языка к подбородку кончик языка раздваивается в сердечко, либо в середине языка появляется углубление/побледнение ткани;
  5. язык загибается вниз при его выдвижении вперед;
  6. не может выполнять упражнения, предполагающие подъем языка;
  7. ограничен диапазон открывания рта;
  8. не может щелкать, цокает лишь кончик языка;
  9. язык асимметричен при грибке;
  10. есть трудности постановки и введения в речь звуков подъема ТДН, ЛШР.

Как проводится коррекция уздечки?

В три этапа.

1. Дооперационный этап с логопедом:

– специальные массажные техники для подготовки ткани слизистой,

– изучение комплекса упражнений,

– фото-, видеопротокол для отслеживания динамики.

Многочисленные исследования показывают, что уздечка состоит из ткани, которая не тянется. Но можно сделать более мобильными окружающие уздечку мягкие ткани.

2. Операция, которую выполняет челюстно-лицевой хирург.

3. Реабилитация.

После пластики не рекомендуется оставлять язык без движений больше, чем на 6 часов, важно двигать языком: разговаривать, есть.

Ребенок дома начинает выполнять комплекс упражнений, разученный с логопедом.

Занятия в кабинете логопеда начинаются:

  • на 3 день, если пластика проводилась лазером;
  • на 4–5 день, если пластика проводилась скальпелем.

Ранняя работа логопеда нужна для того, чтобы проработать рубцы и улучшить диапазон движения языка, нормализовать мышечный тонус.

Без упражнений язык не поднимется чудесным образом сразу после операции. Он должен освоить новые модели движений. На занятиях отрабатываются движения языком, которые он должен делать при жевании, глотании, дыхании и речи. Важно научить язык и все мышцы, которые связаны с ним, работать вместе. 

Следите за 103.KZ в Instagram, Facebook, ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал.